• Эволюция идеала красоты: от Клеопатры до Барби

    Загадочная улыбка Джоконды и завораживающий профиль Нефертити, соблазнительные округлости Венеры, аппетитные формы рубенсовских женщин или мальчишечья угловатость Твигги – идеалы красоты с течением времени меняются, причем порой кардинально.

    Женская красота – понятие весьма растяжимое, и ее каноны зависят от эпохи, общества, особенностей времени. Идеальных красавиц современности – таких как Кейт Мосс или Жизель Будхен, даже наши прабабушки вряд ли бы посчитали таковыми, не говоря уже о мужчинах века так 17-18. Они-то уж точно считали, что такая худоба – признак бедности, истощенности и скорее синоним уродства.

    Так что если вдруг ваши параметры не попадают под жесткие критерии нашего времени – советуем обратить внимание на историю красоты, и вы узнаете, что даже самая нетипичная фигура – красива, и даже идеальна. Только посмотреть на нее нужно с другой точки зрения.


    Доисторический период

    Оказывается, Венеры существовали задолго до появления греков. Только выглядели они несколько иначе. Во Франции и Германии археологи нашли фигурки Венеры Виллендорфской, датирующиеся 3 млн.-12 тыс. г. до н.э., за что они получили название «Палеолитическая Венера». Эти небольшие статуэтки, вырезанные из камня или слоновой кости, представляют собой первые женские изображения и все выполнены по одному шаблону: невысокий рост, лицо без ярко выраженных черт, большая грудь и не менее выдающийся живот, широкие бедра и полные ноги. Такими «мелочами» как волосы, руки, ладони у ступни древние люди пренебрегали. К слову, этот женский образ был символом красоты и плодородия.

    Первые изображения женского лица относятся к чуть более позднему времени: приблизительно 25 тыс. лет до н.э. доисторические европейцы изваяли «Даму Брассемпуи». Это сложнопроизносимое слово - всего лишь название деревни, где впервые нашли такую фигурку эпохи Позднего Палеолита, а называют ее чаще «Венерой из Брассемпуи» или «Дамой в капюшоне». Это уже достаточно изящное и тонко выполненное женское лицо, с подбородком формы, с четко вырисованными бровями и носом. И она действительно одета в капюшон – правда, по версии ученых, это парик, или заплетенные волосы.

    Секрет эпохи: у женщин Палеолита были преимущественно вьющиеся волосы – и они изобрели всевозможные виды плетений, которые мы используем по сей день.


    Античность: Древний Египет

    В древнеегипетской культуре сформировался довольно-таки устойчивый идеал женской красоты. Его канонам наиболее соответствует царица Яхмос-Нефертари, образ которой считался культовым. Настоящая африканская красавица со стройным силуэтом, довольно мускулистая, с длинными ногами и слегка округлыми бедрами, миниатюрной грудью и достаточно широкой талией. Лишь изредка она была одета в льняное платье, нисколько не скрывающее ее форм.

    А если говорить об идеальных чертах лица – то тут уже признанной иконой египетского красоты будет Нефертити. Кожа покрыта желтой охрой (кстати, мужчин «красили» красной – в знак того, что женщина большую часть времени проводит дома и поэтому ее кожа не такая загоревшая), глаза огромные и широко раскрытые, да еще и подведены черным. Кстати, считается, что именно египтянки изобрели косметику – 2,5 тыс. лет до н.э.

    Секрет эпохи: главная проблема египетских женщин – обезвоживание кожи, и боролись они с сухостью при помощи горького миндального масла, листьев салата-латука, семян тмина и цветов лилии.


    Античность: Древняя Греция и Древний Рим

    В период с 7 по 6 век до н.э. скульптуры не изображали реальных людей – это были исключительно выдуманные, идеалистические образы. И в большинстве своем не женщины, а мужчины и юноши. И даже женщины фигурой были похожи на мальчиков – мускулистые и атлетически сложенные. Некоторые античные ученые вообще считали женщину – лишь более блеклым подобием мужчины: Гиппократ в своем трактате написал, что женское тело покрыто «кожей, намного худшей, чем у мужчин».

    В Древней Греции царил культ гармонии во всем, в том числе в пропорциях тела. И греки верили, что только физические нагрузки способны сделать тело идеальным. Женственность всячески скрывалась за драпировками тог, а мышцы накачивались путем физических упражнений.

    Секрет эпохи: за всеми этими атлетическими экзерсисами жительницам Древней Греции хватало времени и на косметику: они научились красить губы, использовали шафран в качестве теней, а пепел – для подкрашивания ресниц и бровей. А Критянки пошли еще дальше и изобрели первый прототип корсета, который европейки начнут широко использовать только шесть веков спустя.


    Средневековье

    В Средние века запрещалось многое, в том числе и макияж! Формальный повод: при помощи украшательства женщина пытается изменить то, что создал Бог. Разрешен только красный цвет – цвет целомудрия. Дева Мария повсеместно изображается без явно выраженных женственных черт, ее роль – представить миру Иисуса. И даже если в картинах той эпохи можно усмотреть лицо – то это исключительно бледный тон, поскольку полупрозрачная, иссиня-бледная кожа в ту эпоху считалась признаком аристократичности и благородства. Еще одна интересная черта эпохи – манера выбривать волосы на лбу, делая его как можно выше – якобы так дева выглядит юно и свежо.

    Что касается тела, то фигура эпохи Средневековья остается секретом за семью печатями – объемные платья скрывали абсолютно все, угадывается лишь силуэт: широкие плечи, маленькая грудь, узкая осиная талия и угловатые бедра при довольно объемном животике. Кстати, преимущественно все женщины той эпохи изображались блондинками.

    Секрет эпохи: женщины Средневековья наносили на лоб особую смесь – из негашеной извести и мышьяка, чтобы эпилировать волосы, а после процедуры мазали кожу кровью летучих мышей или лягушек – чтобы замедлить рост волос.


    Возрождение

    Эпоха Ренессанса ознаменована возрождением женственности. При Катерине Медичи женщины начинают пользоваться румянами, которые привозят купцы из Восточных стран. При французском дворе красят глаза, брови и ресницы при помощи черной сурьми, а губы, щеки и ногти (и даже соски!) – киноварью. Лица остаются светлого, полупрозрачного оттенка (сегодня такой оттенок в линейках тональных средств называется «diaphane»).

    В Италии, венецианские куртизанки первыми вводят в моду пышные формы – женственные округлости в сочетании со светлыми кудрями («венецианский блонд») и бледным лицом считались бесспорным идеалом красоты в ту эпоху.

    Картины Рафаэля, Тициана и Боттичелли больше не изображают женщину в качестве объекта религиозного культа, а восхваляют ее красоту, возведенную до уровня божественной. Идеально гладкая кожа, длинная шея, покатые плечи, тяжелая грудь и округлые формы бедер. В женщине прославляется чувственность и эротизм.

    Секрет эпохи: чтобы получить знаменитый оттенок «венецианского блонда» нужно покрыть волосы смесью шафрана и лимонного сока, и посидеть на солнце с такой маской. Кстати, женщины Средневековья практически никогда не мылись, зато покрывали кожу удушающими слоями пудры и красок и натирали ее парфюмированными маслами.


    XVII век: Просвещение

    В эпоху знаний упорядочено было все, и каноны красоты в том числе. Идеальная женщина должна была обладать кожей оттенка парного молока, тончайшей талией, большой грудью, округлыми плечами и мягкими ладошками. Женщины эпохи Просвещения активно румянят щеки (пунцовый румянец – символ любви и чувственности) и всеми возможными способами делают заметными вены (признак тонкости натуры и благородного происхождения). Фигура тоже подлежала коррекции: чтобы сделать бедра шире использовали специальные деревянные планочки, а объемные парики визуально делали плечи уже. А еще у них в ходу корсеты, нещадно сдавливающие талию и подчеркивающие глубокое декольте. Кстати, корсеты перестали носить только с приходом Революции 1789 года – барышням на баррикадах они были уже ни к чему.

    Секрет эпохи: чтобы защитить кожу от солнца и не испортить ее идеальный бледный оттенок, модницы 17 века выходили на прогулку в масках, которые держали… зубами.


    XVIII век

    Эта эпоха ознаменовалась возвращением к естественности. Век Просвещения принес знание и положил конец безумным излишествам. Женщины стали делать более скромные прически, костюмы стали проще, а макияж - сдержаннее. По-прежнему в моде фарфоровая кожа, но ее оттенок становится более естественным, губы уже не такие красные. Прически стали чуточку свободнее, даже растрепаннее, хотя букли и кудри все так же популярны.

    А если застать барышню 18 века где-нибудь в загородном доме, так ее и вовсе сложно узнать – простые платья с укороченными юбками и без корсета, туфли на плоской подошве и никакого макияжа.

    Секрет эпохи: в 18 веке все модницы клеили себе «мушки», фальшивые родинки из бархатной ткани, которые появлялись порой в самых неожиданных местах.


    XIX век

    19 век стал периодом радикальной смены вкусов, на что во многом повлияло резкое развитие общества в целом и индустриальная революция в частности. Великая Французская Революция 1789 года упразднила не только абсолютную монархию, но и ее модные атрибуты – напудренные парики, мушки, аристокрастически-красные губы, корсеты. В моде новые героини – скромные жены с характерной им болезненной бледностью и субтильностью, и активные, живые революционерки с естественным румянцем и без моральных ограничений.

    Естественно, популярнее и распространеннее первый типаж. Упитанные и женственные, такие женщины символизируют домашний очаг, полный детей дом. Они даже носят специальные подкладки, увеличивающие ягодицы и корсеты нового типа, выпячивающие грудь вперед. У них традиционно бледная кожа и болезненные круги под глазами – домохозяйки и в 19 веке очень уставали, а макияж в то время не в моде.

    19 век – эпоха туберкулеза, и болезненный образ был в тренде. Впалые щеки, болезненный цвет лица и темные круги очень сильно контрастировали с буржуазной упитанностью и были не только образом, сколько громким социальным манифестом – мол, мы, в 19 веке – совсем не такие.

    Секрет эпохи: когда пудрами и румянами пользоваться стали меньше, женщины наконец-то открыли для себя целебные свойства простой чистой воды, которая не только очищает кожу, но и делает ее ярче и красивее.


    XX век: от Мэрилин до Памелы

    В 20 веке идеалы красоты сменяли друг друга просто с космической скоростью, причем отличались друг от друга они порой весьма радикально.

    Итак, период Первой Мировой войны окончательно похоронил моду на корсеты – женщины, которым приходилось выполнять в повседневной жизни роль мужчин, пока те воевали, просто физически не могли носить столь неудобную конструкцию. К тому же, прагматичные американки подсчитали, что отказавшись от корсетов, они сэкономят 28 тысяч тонн стали, из которой можно построить два военных корабля!

    Вместе с корсетом ушла мода на женственные силуэты в одежде, портные предпочитают теперь прямые линии. В 1916 году в моду входит силуэт «бочка», который прячет фигуру. Параллельно постепенно открываются ноги: если в 1916 году показывают только лодыжки, то два года спустя уже считается приличным носить юбки до середины икры.

    Изменился не только крой, изменилась философия одежды: отныне нужно было быть стройной, а не наряженной. Барби.Пришла эпоха диет и подсчета калорий. Акцент опять же ставился на то, что потребляя пищи ровно столько, сколько необходимо организму (и ни капли больше!), можно неплохо экономить. А значит, стройная женщина думает не только о себе, а о благе общества.

    Постепенно в моду входит андрогинная красота – мальчишечьи формы и образы-унисекс. Опять же, акцент делается на том немаловажном факте, что такая фигура – символ здоровья. Под стать образу девушки начинают коротко стричься, смело надевать короткие наряды, оголять руки и плечи – так они демонстрируют свои накачанные мышцы!

    Но нашлось в 20 веке место и чувственности. За время Второй Мировой войны все устали от голода и лишений, и худосочные фигуры стали ассоциироваться с недоеданием и болезнями. В моду вошли аппетитные голливудские актрисы с пышной грудью и пухлыми губами, открыто демонстрирующие свою сексуальность. Джентльмены предпочитают блондинок, особенно таких как Мэрилин Монро. Она стала иконой стиля на многие десятилетия вперед.

    Правда, все вышесказанное не значит, что рядовые девушки могли себе позволить выглядеть так смело. Вовсе нет: они мало красились, соблюдали приличия в одежде и поведении. Во всяком случае, до 60-х годов, когда началась эпоха хиппи. Тут все вспомнили, про бикини, изобретенные еще в 40-х, а следом начали шить и носить мини-юбки и даже ходить без лифчиков.


    А уже потом был татуаж и ботокс, липосакция и импланты, инъекции красоты и миллионы способом окрашивания волос, ногтей, ресниц и всего прочего. Насколько далеко может пойти женщина в погоне за красотой? Ну, как минимум, слепить из себя Барби. А как максимум - найти в своем наборе генов именно ту изюминку, которая выделит ее среди трех с лишним миллиардов женщин Земли!